ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Био ТОП: БИОСЕКРЕТИКИ ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ

Здравствуйте, друзья!
Что такое БиоТОП? Это название бюро почемучек: Биологические тайны, открытия, приключения! Именно здесь вы можете получить ответ на свой вопрос, и узнать много нового и интересного о живой природе.
"Изведав мучения жажды, 
я вырыл колодец, чтобы из него  
могли черпать другие"  
Э. Сетон-Томпсон

История рубрики


Эта страница посвящена детским биологическим вопросам. Я поясню об истоках ее возникновения. В детстве я обожала книгу Игоря Акимушкина "Причуды природы", особенно ее раздел Справочное бюро "причуд природы". Много вопросов задавали ребятишки автору. Из этой книги я узнала ядовиты ли гусеницы, и пахнет ли лисица фиалками, как произошел змеиный яд. 

В пионерскую бытность у меня был свой биологический кружок, ко мне каждую субботу ходили заниматься, а попросту играть в биологию мои одноклассники. Это было мое звено, или "Звездочка". И там мы играли в вопросы почемучек. Сначала по Акимушкину, и журналу "Юный Натуралист", с его рубрикой "бюро почемучек". Затем добавился принцип  мозгового штурма из передачи "Что? Где? Когда?". А потом ушли на самостоятельный поиск. Кружок существовал два года в 6 и 7 классе. Уже тогда я поняла, какую силу имеет хороший вопрос! И партнерские отношения в обучении.

Когда я стала учителем, и пришла работать в школу, то работа с вопросами тоже стала неотъемлемой частью моей деятельности. Учителя, обычно, очень боятся, что ученики могут задать вопрос, на который они не смогут ответить, и потерять авторитет. 

Но провокацию можно обернуть на пользу. Была и коробка с вопросами. И один из методов работы с учебником, видеофрагментом, объяснением, у меня был - составление творческих вопросов. 

Я практиковала дуэль вопросами, когда ребята задавали друг другу вопросы, и отвечали на них по цепочке. А потом выбирался самый лучший. И самый лучший вопрос часто был приближен к оригинальному видению маленьких почемучек. Потом добавились практики биологического моделирования в ответе на вопросы. Самым лучшим способом работы с вопросом считаю интерактивность. 

Работа с вопросами - это универсальный способ работы с информацией, известный со времен Платона и Сократа. Когда я пришла в блогосферу, то запустила рубрику "Вопросы Василисы Премудрой", где отвечала на вопросы шестилетней девочки Василисы.  

А потом обнаружила, что идея работы с вопросами широко распространена в интернете. Например, у Татьяны Пироженко - замечательный "Клуб Почемучек", или различные развивающие детские центры, детское справочное бюро почемучек, и т.д.  Поэтому я немного поостыла к идее развития рубрики вопросов. 

Но на почту ко мне стали приходить вопросы от мам, и я задумалась о своем формате. Формате, в котором ключевым моментом будет оказание методической поддержки в работе с вопросами почемучек.



По мотивам рубрики "Вопросы Василисы Премудрой" был создан сборник, который Вы можете скачать бесплатно. Из него Вы узнаете ответы на вопросы: "Где в муравейнике туалет?", "Где глаза у дождевых червей?", "Почему у кувшинки такой лист?", "Можно ли есть мухоморы?" и многое другое. Для получения сборника, заполните предложенную форму.



Вопросы Василисы

Ответы на вопросы шестилетней почемучки.
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки


Обновление рубрики вопросов для почемучек



Пришло время обновления рубрики. Теперь и у Ваших детей появилась возможность задать мне свои биологические вопросы и узнать от меня кое-какие секретики. 

"Только ухо вопросительного знака (?)  

вслушивается в мир."  

Э. А. Цветков, врач, психотерапевт
Умение задавать вопросы - это важное качество любого исследователя. Это способ выйти на постановку исследовательской проблемы. Это дверь в неопределенность. А также - это мощный инструмент развития интеллекта ребенка.  На портале "Блоги Мам" вышла моя статья "КАК ВОСПИТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ", где по полочкам разложен мой опыт формирования исследовательской компетенции у детей. Я очень советую обратиться к ней, чтобы у Вас сложилось правильное представление о том, чем мы будем здесь заниматься. 


В эту рубрику я хочу вложить принцип активного познания. Надеюсь, что с помощью моделирования и принципов ТРИЗ, мы сможем сделать работу с вопросами - тренажером для развития креативной мыслительной деятельности детей. Здесь мы будем постигать главную истину о том, что любая проблема имеет более одного способа решения. Живая природа демонстрирует нам этот постулат разнообразными стратегиями и частными приспособлениями.  Это пространство для борьбы с ограничивающим тестовым мышлением. 

Жизнь - это не тесты! Жизнь - это открытые задачи, со множеством вариантов решения проблемы. 


Когда ребенок задает вопрос, он открывает дверь в познание. И родитель либо выбирает роль эксперта и отвечает на вопрос сразу на пороге, и дверь захлопывается. Любопытство ребенка удовлетворено, способ пассивного постижения истины отработан, искра интереса погасла.  Либо, родитель возьмет за руку ребенка и пригласит прогуляться в пространство за дверью. "А давай, вместе поищем ответ на вопрос!" Любопытство ребенка будет тоже удовлетворено, способ активного познания отработан, однако искра интереса не гаснет, а разгорается. Появляются новые вопросы и новые ответы. А это рождение устойчивой внутренней мотивации в познании. 

"Когда человек становится старше, он нередко теряет интерес к окружающему миру.Но есть такие люди, которые, сохраняют его всю жизнь. Это настоящие счастливчики. Именно их называют натуралисты - любители."Дж. Даррелл 
Но самый важный потенциал который скрывает в себе умение задавать вопросы - это сохранение интереса к окружающему миру у ребенка, нахождение элемента новизны в обыденных вещах. Это секрет сохранения восхищения и удивления миром, в котором мы живем. Лекарство от депрессий и скуки. Так зарождается любовь к жизни, к познанию.  Если бы я рисовала ключи, отпирающие двери в счастье, они бы были похожи на вопросительный знак. 

Интеграция формата

После нескольких серий ответов на вопросы почемучек, изменился сам способ подачи. Теперь на подмостках блога "Магия биологии" играет биологический пальчиковый театр. Как дань памяти героям Майлена Константиновского и его КОАППа. Теперь это сказочное и научное представление. 

Но и оно эволюционирует, оно обрастает своими традициями и живет собственной жизнью. И теперь это уже не КОАПП, а БиоТОП. 

Приглашаю Вас поучаствовать в сказочной феерии.
Я жду вопросов Ваших почемучек в комментариях к странице, либо пишите на почту oaastra@gmail.com . Не забудьте указать имя и возраст ребенка, чтобы я выдала ему именной сертификат. Подписывайтесь на блог "Магия биологии", чтобы быть в курсе событий.

ЧТОБЫ ПЕРЕЙТИ НА НУЖНОЕ СООБЩЕНИЕ КЛИКНИТЕ ПО СЕРТИФИКАТУ.
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2


 


  

ukus-paukov-magija-biologiizachem-nuzhna-mol-magija-biologii



palchikovyj-teatr-martyshka-orangutan-surikat-sova-osen
ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ? ОПЫТЫ С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ
опыты-с-осенними-листьями-пальчиковый-театр-лупа-мартышка
ПОЧЕМУ КРАСНЕЮТ ЛИСТЬЯ? ЭКСПЕРИМЕНТ С АНТОЦИАНАМИ
klassifikacija-plodov-suhie-sochnye-surikat-martyshka
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПЛОДЫ?
как-сделать-ловчий-пояс-для-изучения-насекомых
ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С НАСЕКОМЫМИ ОСЕНЬЮ?
https://biomagic27.blogspot.com/2017/11/blog-post-zachem-gusenicam-voloski.html  https://biomagic27.blogspot.com/2018/01/blog-post-pochemu-letuchie-myshi-spjat-vniz-golovoj.html

sedobnye-cvety-magiya-biologii

palchikovyj-teatr-monstera-hlamidomonada-muhomor-podsolnuh-zelenaya-ehliziya-povilika-kamen
ЧЕМ РАСТЕНИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ЦАРСТВ




Яндекс.Метрика




34 комментария:

  1. обязательно прочитаю статью, Оля, мне это очень близко

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алёна! Буду ждать вопросов от твоих мальчуганов.

      Удалить
  2. О, Таня Пироженко начала вести клуб почемучек уже, если память меня не подводит, 4-5 лет назад. Вижу, вам формат понравился и вы решили его наложить на биологию. Отвечать на детские вопросы надо увлекательно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Маша, мне нравился "Клуб почемучек" у Татьяны Пироженко. Признаться, я опасалась сравнений с ее форматом или даже обвинений во "взаимствовании" идей. Конечно, Таня продвинула этот формат на высокий уровень, популяризировала идею.

      Но я пришла к этой идее независимо, скорее по мотивам любимого журнала в детстве "Юный натуралист",там был раздел "бюро почемучек". На форуме мы переписывались с мамой Василисы, которая задавала мне вопросы, и которые потом я перенесла в свой блог, по просьбе форумчан.

      И эта идея довольно популярная, и не новая. Я ей активно пользовалась в свое пионерское время, когда у меня был биокружок из моих одноклассников. И работала с этим форматом в лицее, на своих уроках, и внеклассной деятельности задолго ДО, ничего не зная о "Клубе почемучек". Поэтому не совсем здесь наложение Таниной идеи на биологию.

      К тому же я специально не стала вникать в тонкости организации и ведения "Клуба Почемучек", надеюсь у меня будет свой формат, на основе распространенных технологий ТРИЗ, ПРИЗ, и биологического моделирования.

      Обновить рубрику решила, поскольку получаю письма от родителей на почту.

      Удалить
    2. Мария, чтобы внести ясность, я добавила в описание статьи истоки, откуда ноги растут у этой станции почемучек.
      В биологии есть понятие конвергенции, когда у различных групп существ, которые обитают в сходной среде и имеют сходные потребности развиваются похожие приспособления, но имеющие различное происхождение. Например, перепонки между пальцев развиваются у выдры, лягушки, утки. Или крыло, для поднятие в воздух, тоже имеет различное происхождение - перепонка, видоизменение конечностей и т.д.

      Здесь как раз пример конвергенции идей. И способность принять факт вариативности.

      Удалить
  3. Ольга, благодаря Вам воспитываю в себе познавательский интерес, и наши с сыном прогулки стали увлекательными. Мы открываем мир заново и вместе. Закрепляем, рассказывая потом папе.
    Спасибо за то, что учите думать правильно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена, за отзыв!
      Я рада, что блог помогает Вам открывать мир заново!
      Это так чудесно, когда принцип активного познания становится ведущим в жизни ребенка.

      Удалить
  4. Добрый день, Ольга!!! Спасибо большое за такую чудесную рубрику!!! Давно Вас читаю, а теперь есть еще повод и написать. Мою почемучку зовут Нина Полупан, ей 6 лет. Мы тоже казахстанцы, живем в Костанае. Наши вопросы:
    1. Почему у насекомых именно 6 ног (или лап?)?
    2. Зачем кукушка кукует ночью?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья!
      Очень приятно, когда читатели себя проявляют и выходят из тени. И вдвойне приятно, что мы земляки.
      Спасибо за вопросы от Ниночки. Ждите ответа на один из них на следующей неделе.

      Удалить
  5. Оля, мне захотелось написать Лёвины вопросы. Но дело в том, что он никогда не задаёт просто вопрос. Его вопросы выглядят так:
    Бабочка. А бабочка - это насекомое? А паук насекомое? Для меня насекомое - которое летает и может укусить, ужалить.. А бабочка.. ну она крылом может задеть же.. - это только фрагмент нашего вечернего разговора, который я решила отложить для более подробного изучения, и сначала написать тебе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, Лёва очарователен в своих вопросах. Ставит сразу комплекс! И объясняет свое значение в понятии. Настоящий мыслитель!

      Думаю, надо разложить вопросы по полочкам и
      1) разобраться, кто такие насекомые. Здесь сразу станет понятно, что паук хоть и родня, но дальняя, и к насекомым не относится. Хотя бы потому, что состоит из двух отделов головогруди и брюшка, а насекомые из трёх (головы, которая поворачивается, груди и брюшка), и ног у него 4 пары, а не 3, как у насекомых.
      Насекомые научились летать не сразу. Поэтому, до сих пор сохранились бескрылые древние формы. Да и личинки летать не умеют, как дань эволюции.

      2)Почему насекомые кусают? И насколько опасны насекомые для людей?
      Я думаю, что Лёву интересует и занимает, именно, второй вопрос. И на него стоит ответить в рубрике. Но конечно, если Лёва согласится с таким перефразированием вопроса.

      Удалить
    2. Оля, спасибо большое! Обязательно воспользуюсь твоими разъяснениями и буду ждать ответа на вопрос, действительно это волнует Лёву больше всего, я очень надеюсь, что смогу ему помочь (вместе с тобой)) разобраться, и мир насекомых не будет его пугать. Мне самой теперь очень интересны насекомые (пока не ко всем прошло чувство неприятия из-за внешности.., но благодаря тебе смотрю уже совершенно иначе, даже не ожидала от себя)) и я хотела бы, чтобы Лёва тоже увидел их и с другой стороны.

      Удалить
    3. И кстати на днях у нас произошёл разговор о шее, у кого она есть, у кого нет. Это тоже с пауками и насекомыми хорошо будет связать. Хотя у насекомых нет тоже шеи, но голова поворачивается. А почему?

      Удалить
    4. Катя, спасибо, за замечательные вопросы от Лёвушки!
      Я обязательно расскажу и о том от чего зависит подвижность головы у насекомых.
      И постараюсь внести ясность в вопрос об опасных насекомых. Просто вопрос этот столь обширен, что им занимается отдельная отрасль науки - медицинская энтомология.

      Поэтому лучше начну с более простого вопроса - почему кусают насекомые. А там, может отдельным форматом сделаю цикл статей по медицинской энтомологии, если будет интересно. Как говорится - "врагов лучше знать в лицо"))) И правила поведения избавляют от тяжелых последствий незнания в общении с ними.

      Удалить
    5. Оля, большое тебе спасибо! Как это интересно)). И мне очень приятно твоё внимательное отношение к Лёвиным вопросам), спасибо!

      Удалить
  6. Оля, а у нас тоже сегодня вопрос образовался! Идем сегодня с Марго (4 года) в сад, а она вдруг спрашивает:"А почему в одуванчиках молоко? Я даже и не сообразила, как ответить, кроме того, что это у них сок такой, а в ответ опять - а почему? Почему только у одуванчиков?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо за вопрос! Обязательно отвечу на него!

      Удалить
  7. Ольга, как здорово, что Вы открыли рубрику Почемучек! Сын часто задает вопросы, и, если они не из моей области, трудно быстро найти грамотный ответ и интересно его преподнести, так, чтобы мыслительный процесс на ответе не остановился, а заработал с новой силой! Спасибо за возможность переадресовать вопрос грамотному специалисту и захватывающей рассказчице!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вдохновляющий отзыв, Вероника! Я буду ждать вопросиков от сына, и постараюсь на них ответить изобретательно!

      Удалить
  8. Мы со старшим сыном сегодня были в зоопарке, и конечно он мне задал массу вопросов.. Три хочу переадресовать Вам, Ольга. Разрешите?
    1. Зачем морские котики крутятся во время купания? Видео, которое я сняла: https://youtu.be/eBAlMa6IHUI
    2. Почему белый медведь сердито ходит туда-сюда, а бурый с удовольствием позирует, сидит и машет лапой?
    Видео: https://youtu.be/NIdiJvy3zmM
    3. Почему у многих козлов рога прямые, а у винторогого нет?
    Если нужно, фотографии могу прислать. Очень ждем ответов в рубрике Почемучек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Вероника! Замечательные вопросы, рожденные наблюдательностью ребенка! Еще и с видеорядом! Обязательно отвечу на них! Но придется чуточку подождать, поскольку я ненадолго уеду в ближайшее время. Поэтому заранее прошу прощения за задержку.

      Удалить
    2. Ольга, отвечаю на Ваш вопрос: старшего сына зовут Глеб Г.

      Удалить
  9. Ольга Александровна, с удовольствием вместе с сыном читаем по ролям Заседания БиоТОПа! Он хочет задать Вам вопрос: почему газ бесцветный?
    (Андрею - 7 лет) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Валерьевна, за вопрос от Андрея.
      Бесконечно приятно, что читаете с сыном БиоТОП по ролям! Благодарю за обратную связь.
      Я немного уточню. Вопрос о газе, стоит понимать как о воздухе?
      Отвечу на вопрос Андрея ориентировочно через пару недель, поскольку еще предстоит выход второй части вопроса про обезьян)))

      Спасибо, что читаете и играете!

      Удалить
  10. Оля! У нас новый вопрос созрел! Почти в прямом смысле!
    http://rukodelkiotmari.blogspot.ru/2017/05/blog-post_16.html

    ОтветитьУдалить
  11. Ольга, добрый день.
    У нас с дочкой тоже назрел вопрос. Как известно всё на свете зачем то нужно. Образно говоря: зайцы едят траву, волки едят зайцев и т.д. Даже тля не просто вредитель, а необходимое насекомое для муравьев (ну или что-то вроде того :) ) Внимание, вопрос: "Зачем нужна моль" У меня пока только одно предположение "Помогает избавляться от старой одежды и расхламлять шкаф!" Но подозреваю, что должно быть и что-то ещё

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана!
      Спасибо за замечательный вопрос! Отличная юмористическая гипотеза у Вас))))
      Я взяла вопрос в разработку, сделаю представление-ответ в августе.
      Даше 7 лет? Когда буду готовить сертификат, какую фамилию мне указать? Или подскажите букву в фамилии.

      Удалить
    2. Спасибо, Ольга. Да, 7 лет. Даша Имамалиева.

      Удалить
  12. Ольга Александровна, очень нужна Ваша помощь! Помогите разобраться в понятиях ноги и лапы!Мы с коллегами сомневаемся в донесении до малышей правильной информации: что у птиц, что у зверей? Понятие "задние конечности" нам не подходит...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, спасибо за вопрос!
      Правильно говорить "ноги" для птиц. Ноги - это общее название для конечностей животных. Лапы, с биологической точки зрения, это частный случай ног у млекопитающих, отличительная черта - мягкие кожистые подушечки. У человека и приматов передние лапы превратились в руки.
      Ноги козлов и лошадей - копыта.
      Но есть еще и не биологическое понятие лапы, когда лапами называют ноги у всех животных, включая ящериц и амфибий. "Лапки птиц" - это устойчивое сочетание речи. Может и не стоит акцентировать на этом особое внимание малышей дошкольников, чтобы не запутать.

      Удалить
    2. Оля, спасибо огромное! Теперь все поняла. Существующие устойчивые выражения несколько сбивали с толку. А ведь про копыта я у Вас читала...

      Удалить