ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

понедельник, 4 сентября 2017 г.

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ? ОПЫТЫ С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ

Здравствуйте, друзья!
Лето медленно уплывает на лодке в наши воспоминания. Грядет осень со своими чудесами в лукошке - ЗДЕСЬ вас ждет оригинальная осенняя подборка игр и занятий от блога "Магия биологии". Открою еще один маленький секрет. Мы с девочками готовим новый осенний марафон. Моим помощником в его проведении будет Сурикат.

Для Суриката, выходца из жаркой Африки, осень совершенно незнакомое явление. Все для него необыкновенно, неожиданно и волшебно. Подсмотрим, что там происходит на лесной поляне "БиоТОПа".


palchikovyj-teatr-martyshka-orangutan-surikat-sova-osen

Почему желтеют листья?


Сурикат: Ой-ой! Что же с нашей поляной происходит? Совсем недавно она была зеленая, цветущая, а сейчас то там, то здесь желтизна да краснота!
Сова: Так ведь осень приходит. 
Сурикат: Осень? У нас в Африке осень совсем не такая.

Орангутан: Скоро листопад. Но сначала листья отдадут питание веткам (сахара и фосфаты), прежде чем потеряют зеленую окраску. 
Мартышка: А я знаю почему листья зеленые! У них есть особая краска внутри клеток - хлорофилл.
Орангутан: Верно. Краска внутри живых клеток правильно называется пигментом. У растений пигменты живут в особых мешочках - в пластидах. Хлорофилл - это пигмент, который не только придает зеленый цвет, но и участвует в производстве питания. 
Сурикат (что-то представляя, глядя вверх): Так мы что же в клеточку? Как тетрадный листочек?


palchikovyj-teatr-martyshka-surikat

Мартышка (размахивая лапами): Конечно, нет! Клетками называют такие маленькие части, из которых наши органы построены. Они видны только в микроскоп. Клетки как детальки от конструктора, слагают фигуру.
Сова: Вы, Мартышка, своей размахивающей фигурой нас не отвлекайте. Я тут любопытствую у Орангутана. А как растения узнают, что пора все питание из листьев переводить в ветки?
Орангутан: Это зависит от света, от длины дня, влажности и температуры. Осенью, света становится все меньше и меньше, а дни короче. 
Мартышка: А мы можем это как-то проследить на опыте?
Орангутан: Конечно! Мы сделаем даже 2 опыта сразу. Но результатов придется подождать дня 4-5. Согласны?
Сурикат: Конечно, ДА!


Влияние условий на пожелтение листьев


Материал: Листья настурции, черная плотная бумага, скрепки, стаканчики с водой (3), ветки мелколистного вяза в начальной стадии пожелтения (можно взять ветки клена, ясеня, акации).


palchikovyj-teatr-martyshka-orangutan-surikat-sova-osen-опыты

1. Поставим ветки вяза, уже начинающие желтеть, в стаканчики с водой. Один оставим на свету, а другой - уберем в темный шкаф. Оставим так на 4-5 дней. А затем сравним результат.

2. Поставим в стаканчик с водой листочки настурции. Половинку одного из листьев с помощью черной бумаги и скрепок закроем от света (сверху и снизу). Подставим под конструкцию с бумагой перевернутый стаканчик, чтобы уменьшить нагрузку на листок. Оставим на 4-5 дней, а затем снимем бумагу и сравним с листочком, который был без бумаги.


palchikovyj-teatr-martyshka-orangutan-surikat-sova-osen

ПС: Намеренно не показываю результат, чтобы дети сами проверили, что получится - на практике.

3. Но не только свет оказывает влияние на хлорофилл, но и кислород. Проделаем опыт с листом липы. который готов пожелтеть. Возьмем лист и верхушкой до половины пластинки опустим в широкую баночку с водой на 4 дня в темноту шкафа. Воду нужно менять ежедневно. И вы увидите, что из этого получится.


palchikovyj-teatr-martyshka-orangutan-surikat-sova-osen

Сова: Так вот почему на освещенные улицы осень приходит позже. Из-за фонарей!
Сурикат: И что же происходит дальше, когда питание уйдет из листьев? Они тогда желтеют?
Орангутан: Не сразу. Сначала там, где листочек прикрепляется к ветке черешком, формируется разделительный слой из мертвых клеток. Сурикат, прошу Вас, сорвите зеленый листок и желтый листок с березы.
Сурикат: Сорвал!
Орангутан: Какой листок было сорвать легче?
Сурикат: Жёлтый листок, совсем легко дался в лапы, а зеленый - я его с усилием сорвал.

Орангутан: Благодаря разделительному слою желтый листок легко отделяется от ветки. А на ветке не остается ранки, как бывает от сорванного зеленого листа. В такие ранки попадают микробы и мелкие вредители, которые ослабляют дерево. А разделительный слой, предотвращает появление таких ранок.
Мартышка: Так вот почему нельзя ради забавы срывать зеленые листья!
Орангутан: Да. Дерево не только лишается дополнительного питания, которое производил лист, но и может заболеть. Разделительный слой также перекрывает поступление воды в листья. А без воды хлорофилл разрушается, и становятся видны те пигменты, которые перекрывал зеленый хлорофилл. Желтые - ксантофиллы и оранжевые - каротины.


palchikovyj-teatr-martyshka-orangutan-surikat-osen-листья

Мартышка: Я придумала стишок! У зеленого листка много хлорофилла, а у желтого листка много ксантофилла!
Сурикат: Замечательные стихи, Мартышка! Их хочется выкрикивать! У зеленого листка много хлорофилла, а у желтого листка много ксантофилла! А наш Орангутан оранжевый, как морковка, значит у него каротины в клетках?
Сурикат представил волосатую морковку с руками Орангутана. 
Орангутан: Эээ... Боюсь, что каротины - это пигмент растений, а я все же животное, а не морковка. Хотя, животным каротины тоже нужны, чтобы из них получался витамин А. Он нужен нам для хорошего зрения. 


Что такое феноспектр листьев?


Мартышка: Вот смотрю я  на эту березу, а у нее  один листок желтый, другой - еще зеленый, а третий, пожелтел наполовину. Осень красит их будто кисточкой. Было бы так: раз -  и все листья желтые.

Орангутан: Листья желтеют постепенно и неравномерно. Это зависит от расположения листа, и тех веществ, которые в нем накопились за лето. Ведь листья - это своеобразные фильтры, они задерживают на себе промышленные выбросы и автомобильные выхлопы. В тени листочки быстрее желтеют. Поэтому на одном дереве мы можем найти листочки в разной степени желтизны, и составить настоящий феноспектр.
Мартышка: А что такое феноспектр? Это когда много фенов?
Орангутан: От сокращенного сочетания слов - фенологический спектр. Это когда мы располагаем листочки в ряд по степени желтизны от зеленого к желтому. И видим постепенный процесс пожелтения листа, как это происходит в природе.
Сурикат: Я хочу такой спектр сделать!


palchikovyj-teatr-martyshka-osen-феноспектр

Мартышка и Сурикат рванули к березе и вскоре оказались в окружении вороха листьев. Постепенно они выложили небольшой феноспектр листьев березы.


Мартышка: Красиво как получилось! Как веер. Или как хвост Жар-птицы. 
Сова: Кажется дождь собирается.
Сурикат: А я хотел собрать феноспектр для других деревьев.
Орангутан: Дождь вовсе нам не помеха, а приглашение к творчеству. Я предлагаю заняться осенним рисунком в технике граттаж.


Листья березы в технике граттаж



Материалы: Лист акварельной бумаги, зеленая гуашь, восковые мелки, свеча белая, кисть, зубочистка, листья березы различной желтизны.


palchikovyj-teatr-martyshka-orangutan-surikat-sova-osen

1. Соберите на прогулке феноспектр березовых листьев. Составьте ряд из 5-7 листков от самого зеленого к самому желтому. Чем младше ребенок, тем меньше листков должно быть в феноспектре. Старшие дети могут составить феноспектр из 20 листьев.



palchikovyj-teatr-martyshka-orangutan-surikat-sova-osen

2. Подготовим рабочий рисунок. Нарисуйте ветку и обведите настоящие листочки березы на ней.
3. Нанесите на обведенные листочки желтый восковой мелок, и натрите сверху свечой, чтобы увеличить восковой слой.


palchikovyj-teatr-martyshka-orangutan-surikat-sova-osen

4. Покрываем листья слоем зеленой гуаши, чтобы закрыть воск и желтый цвет. Оставляем до высыхания.



5. Когда гуашь высохнет, с помощью зубочистки процарапываем листочки, чтобы проступил желтый цвет. Постарайтесь повторить окраску листьев (объем желтизны) из собранного ряда. Так мы продемонстрируем постепенное осеннее разрушение хлорофилла и процесс пожелтения листьев.



Сова:
А ведь листья бывают и красные. Это какой пигмент будет? 

Орангутан: А красный цвет дают особые пигменты - антоцианы. Они самые загадочные в окраске листьев. У них совершенно другой механизм появления в листьях. Но подробнее об этом поговорим в следующий раз. 

Оставим друзей на поляне. А я приглашаю присоединиться к нашим осенним приключениям. Проделать несложные опыты, сделать фотографии процесса вместе с детьми, ведь это совсем простые и доступные эксперименты. А в следующий раз мы будем изучать красную окраску листьев и играть в осенние находилки вместе с Мартышкой и Сурикатом. Не пропустите запуск марафона!


Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии".  Это лучшая благодарность для меня. Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше. 


Желаю Вам радости открытий!

 





Яндекс.Метрика









28 комментариев:

  1. Осень - конечно, красивое время года, но вот если бы желтые и бордовые листья подольше бы держались на ветках...
    С листьями березы красиво получается, спасибо за идею!
    Здорово будет посмотреть, что же Вы придумали для осеннего марафона:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мария!
      Да, было бы неплохо, если бы золотая осень длилась до самой зимы.
      Но разделительный слой обязательный фактор в изменении окраски листьев.
      Осенний марафон будет как минимум интересным и познавательным.

      Удалить
  2. Техника граттаж, надо же! Как интересно! Оля, спасибо за новенькое!
    К марафону готовы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина! Будем рады твоему с девочками участию.
      Обычно в технике граттаж закрашивают все поле черной гуашью, но я подумала, а почему бы не закрасить только листья? И зеленая краска, хорошо легла, и процесс разрушения хлорофилла наглядный получился.

      Удалить
  3. Ольга Александровна, спасибо за интересные опыты. Люблю любоваться осенними листьями раскрашенными неравномерно и всегда удивляюсь: как же так получается?! А ответ, оказывается, прост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, я рада, что понравилось! А вопрос получил свой ответ.
      Надеюсь материал пригодится.

      Удалить
  4. Ольга Александровна, здравствуйте!
    Вот так и узнаём новые слова!))) Спасибо за интересный опыт и ответ про окраску!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Рада, что мне удалось Вас удивить. Феноспектр стал самостоятельным термином, хотя изначально это было сокращение от сочетания слов "фенологический спектр".

      Удалить
  5. Ольга, Вам премию Новограбленого надо давать за Ваш блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, мне приятно!Благодарю!
      Это была бы великая честь соприкоснуться с именем ученого, знатока Камчатки. Я почему-то думала, что эта премия не существует со времен перестройки. Но очень рада за педагогов Камчатки, что у них есть своя краевая премия - местный Оскар. Спасибо, что просветили.

      Удалить
  6. Ольга Александровна, это, пожалуй, единственный вопрос, на который я знаю ответ: почему листья желтеют или краснеют... Но, как и всегда, прочитала Ваш пост с удовольствием. От мартышки просто балдею! "Много фенов" выше всех похвал!
    По причине выхода на работу, наличия моих собственных выпученных глаз, маленького ребенка, который умудрился заболеть аккурат 1 сентября, но сидит с папой, я опыты не поставила, а так бы хотелось! Завтра на работу не иду: если дождя не будет, пособираем с сыном кое-какие листики, посмотрим, что будет. Как это всё интересно, спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Николаевна!
      Пусть не будет дождя)))
      Буду рада, если пригодится материал. Для опыта выбирайте веточки, которые уже начинают желтеть по краю листа. Иначе, придется долго ждать.

      Удалить
  7. Как всегда великолепное занятие. Обязательно попробуем с девочками его повторить. Тем более, что все равно приносим с прогулки много листьев разных

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина!
      Конечно, проделайте опыты с листьями с девочками. Берите те листья, которые уже начинают желтеть. И приходите на марафон, мы будем рады.

      Удалить
  8. Ольга!Большое спасибо за интересную информацию!С нетерпением ждем осеннего марафона!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ксения!
      Будем очень рады видеть вас на марафоне. Будет интересно. Мы охватим больше сфер.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Александровна! Интересные опыты и творческая деятельность по теме) Спасибо, рекомендую воспользоваться нашим педагогам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Спасибо!
      Может педагоги со своими воспитанниками захотят в нашем осеннем марафоне поучаствовать? Мы были бы рады.

      Удалить
  10. Доброго времени суток, Оля. Такой эксперимент интересный! В работе с малышами, думаю сама терминология будет лишней, а вот процесс - весьма увлекательно. Сделаем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина!
      Буду рада, если пригодится материал в работе.

      Удалить
  11. а вот нам уже в самый раз изучать терминологию!! благодарю Ольга, что всё так интересно и доступно!!! Мы пошли изучать!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, рада, что материал актуален вместе с терминологией.

      Удалить
  12. Оля, а листья сливы подойдут для опытов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, лучше сливу не брать. Среди слив часто встречаются формы с красными листьями

      Удалить
    2. У нас слива с желтыми листьями

      Удалить